ПЙ vs Соционика

Цель данной статьи - показать, как и в чем расходятся типология ПЙ и соционика, и насколько они могут быть правомерными в описании реальных психических процессов.
Для этого рассмотрим эти самые различия более детально, проанализируем их суть и эффективность теории в целом.


Часть первая.

Нередко говорят, что между соционической и ПЙ-моделями есть много общего, и что в силу этого их вполне можно совместить. Но к такому заключению можно прийти только в том случае, если судить о тех или иных взглядах лишь по внешнему виду, не вникая в их сущность, или если отдельные высказывания отрывать от взглядов в целом и сопоставлять их с отдельными высказываниями других взглядов. Пользуясь таким методом, можно без труда отыскать общее между какими угодно идеями, в том числе и между самыми несовместимыми, прямо противоположными.

Между ПЙ и соционикой на первый взгляд действительно много общего и даже совпадающего. В ПЙ тоже есть модель, тоже есть квадры, тоже есть интертипные отношения и т.д. Если идти еще дальше, то таким способом можно дойти до вывода о том, что ПЙ и Соционика - это одно и то же. Между тем, ПЙ и соционика так же далеки друг от друга, как небо и земля, и, если исходить из существа дела, то между ними нельзя найти решительно ничего общего. Более того, они противоположны, несовместимы.

В чем же эта несовместимость?

Главной, определяющей, самой существенной чертой соционической модели является её структурное содержание. Соционика – это направление, которое ставит на первое место в изучении соционических явлений их системные закономерности. Система приоритетнее аспектного наполнения и вообще содержания. Именно структура ТИМа, квадр, социона и структурные закономерности интертипных отношений являются основными инструментами познания в соционике.

Важно подчеркнуть, что соционика и психософия являются динамически развивающимися теориями.
За последние несколько лет в соционике были выдвинуты следующие идеи:
- информационного метаболизма квадры;
- передачи информации в квадрах;
- БПМ и кадровых ценностей;
- малых групп;
- уровней проявления ТИМов (типодинамика);
- смыслового наполнения признаков Рейнина;
- различия в обработке информации аспектами в зависимости от их расположения в Модели А;
- рассмотрения интертипных отношений как взаимодействия каналов Моделей А;
- "семантических ядер" для признаков;
- применения соционики в качестве языка описания различных явлений (интегральная соционика);
- связи между ТИМом и нейрофизиологией
- и многие другие.

Все выдвигаемые идеи в соционике исходят из системных принципов и носят структурный характер.
Например, идея о существовании квадр была выдвинута на почве изучения перинатальных матриц С. Грофа. Матриц в соционике четыре не потому что типов 16, а потому что С. Гроф, проводя серию внушительных экспериментов, выявил именно четыре базовых структуры, которые объясняют особенности в мировосприятии людей, принадлежащим к разным квадрам.

Последователи психософии, не обращая внимания на первопричину квадровых ценностей, решили тоже предложить описание квадр и, сосредоточившись на слове квадра (четверка), предложили шесть квадр по ПЙ. Данное предложение звучит так же глупо, как утверждение, что у собаки не четыре, а шесть лап.

Вообще, основной причиной написания данной работы послужил факт того, что я стал слишком часто сталкиваться с тем, что соционические понятия подменяются ПЙ. Между прочим, у ПЙ, по сути, нет ничего своего. Да, там тоже есть:
- квадры;
- модель;
- интертипные отношения;
- дополнительные признаки.

Не удивлюсь, что в скором времени появятся малые группы по ПЙ, интегральные типы по ПЙ и т.д.

Все это говорит о том, что ПЙ не является самостоятельной системой. ПЙ целиком и полностью зависит от соционики, и в ПЙ нет ничего своего, кроме сферы применения.
Психософия Афанасьевым рассматривалась как функциональное направление, которое ставит на первое место в изучении поведенческие характеристики.
Внешнее проявление для психософии приоритетнее внутренних процессов.

Стоит подчеркнуть, что соционика не предсказывает поведение, соционика предсказывает реакцию (приятно - неприятно, болезненно - безболезненно, контроль - подчинение, свобода в проявлениях - отсутствие свободы и т.д.) на базе того, как информация воспринимается и обрабатывается. Исходя из того, как нечто было воспринято, можно с определенной вероятностью предсказать и реакцию.
При этом соционика страдает из-за того, что многие понимают её слишком буквально, вплоть до предписывания конкретного поведения всем представителям тождественного психотипа.

И в этот момент на арену вылезает психейога, которая с охотой впитывает все то, что мешает соционике из догмы перерасти в полноценную науку, и прекрасно вписывается в нишу описания «аномалий», которые периодически могут быть скорее объяснены неопытностью\невнимательностью наблюдателя\неправильной типировкой.

Я как человек, который уже более пяти лет профессионально занимается консультированием и подбором персонала, используя в своей работе инструменты соционики, могу заявить, что ошибки в типировнии связаны только с уровнем типировщика. В моей практике ни разу не было случая, связанного с тем, что ТИМ определить сложно, потому что слабые функции по соционике перекрывают сильные по ПЙ, и т.д. Как говорится в народе, "Плохому танцору всегда яйца мешают".

Итак, в ПЙ базовым понятием является личность.

Личность - совокупность выработанных привычек и предпочтений, психический настрой и тонус, социокультурный опыт и приобретённые знания, набор психофизических черт и особенностей человека.

Личность предстает как "коллекция" или набор некоторых свойств, причем ее уникальность определяется простой невозможностью повторения сочетаний этих свойств у двух индивидов.

Именно поэтому отечественные и зарубежные психологи никогда не пытались разработать личностную типологию.

Стать личностью – значит, сформировать определенную систему ценностей и приоритетов (в том числе иерархию деятельностей и их побудительных причин) и, воплощая ее в конкретных целях, утверждать своими делами, поступками, жизненными выборами. Но ПЙ-авторы, видимо, не знакомые с трудами зарубежных психологов, пишут о том, что психософия - это типология внутренней мотивации, приоритетности и значение тех или иных вещей для нас. Но как могут какие-то авторы знать о том, каковы наши внутренние мотивы? Внутренний мотив завязан на потребности в данный момент, т.е. это динамическая характеристика, которая меняется от контекста к контексту. Попадая в одну ситуацию, у нас возникает желание поспорить, попадая в другую - предпринять какие-то действия, попадая в третью - расслабиться и получить удовольствие.
Согласно учению А. Афанасьева, личность можно условно разделить на 4 составляющие: Волю ("Дух"), Логику ("Ум"), Эмоцию ("Душу") и Физику ("Тело").
Это, конечно, довольно смелое намерение - связать эмоциональную сферу с абстрактной душой, а волевую - с духом, однако опустим этот момент.

Аспект Воля, по мнению А. Афанасьева, включает в себя ощущение смысла существования, целей, желаний, жизненных задач. Именно этот аспект является "стержнем", движущей силой, позволяющей изменять окружающую реальность.
В то время, как классическая психология утверждает, что цели, желания и задачи зависят от внутренних мотивов конкретных людей, которые, разумеется, не являются чем-то постоянным.

Аспект Логика отвечает за субъективную степень ценности аналитической составляющей человеческих представлений: мира идей, умозаключений, концепций.
Субъективная ценность наших представлений (концепций) является продуктом социально-исторического развития. Что ценно и значимо в одной культуре - то дурно и безнравственно в другой.

Аспект Эмоция включает в себя сферу чувств и эмоций, а также эстетического восприятия мира.
Эстетическое восприятия мира определяется уровнем нравственной культуры конкретного человека. Человеку малообразованному сложно понять эстетическую привлекательность классической музыки. Зато он с интересом может слушать дворовые песни и т.д.

Аспект Физика отвечает за физическую составляющую существования человека: ощущения собственного тела, материальную сферу, выживание и конкуренцию.
За физическую составляющую существования человека отвечает его уровень здоровья. Когда мы больны, простужены, когда тело ломит, желание совершать подвиги заметно слабеет.

Итого: взяв за основу индивидуальный профиль личности, разделив его на совершенно не сводимые к типологической части понятия, мы получили ПЙ-Систему, созданную по принципу учета поведенческих характеристик.

В соционике базовым понятием является тип информационного метаболизма (ТИМ).
ТИМ есть не что иное, как способ организации и обработки человеком информации о том, что происходит как вовне человека, так и внутри его.
ТИМ затрагивает такие психические процессы как:
- познавательные (к ним относятся ощущения и восприятия, представления и память, мышление и воображение);
- эмоциональные (активные и пассивные переживания);
- волевые (решение, исполнение, волевое усилие и т.д.);
- мотивационные (внешние или внутренние мотиваторы, связанные с принятием решений).
И не затрагивает процессы духовного, исторического и событийного характера.
Следовательно, ТИМ почти ничего не может сообщить о способе формирования человеком событий его жизни. Поэтому профессия, род занятий и возможность достичь в них успеха от ТИМа напрямую не зависит.

Другое дело, что ТИМ создает предпосылки для занятий тем или иным видом деятельности и накладывает на любую деятельность человека определенный отпечаток.

Также ТИМ не имеет никакого отношения к конкретному поведению.
Иными словами, два человека с тождественным психотипом могут вести себя в одной ситуации совершенно по - разному. Это уже больше связанно с их уровнем культуры, воспитания, и т.д.
Если обобщить, то ТИМ - это способ организации и упорядочивания важнейших психических процессов.

Психические процессы - это динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений.
Для того, чтобы анализировать психические процессы, Аушрой была разработана теория функций.

Функция - это установка отражения различных форм психических явлений.

Согласно учению А. Аугустинавичюте, ТИМ можно выявить, опираясь на 3 базовых свойства функции (сила-слабость; ментальность-витальность; акцептность-продуктивность) и восьмикомпонентную модель соционических аспектов.
Человек может проявлять вовне все 8 информационных аспектов своих психических функций, которые по сути своей равноправны, только одни - сильные, другие - слабые, одни - витальные, другие - ментальные, одни - акцептные, другие - продуктивные. Все виды интертипных отношений равноправны, нет ни плохих, ни хороших, каждые из них выполняют определенную психологическую задачу в жизни индивида.

ТИМ не связан напрямую с формированием событий, и потому любой человек может вести себя так, как считает в данный момент нужным и уместным, независимо от ТИМа.

Итак, кто что исследует?
ПЙ изучает поведение.
Соционика - структуру.

Опираясь на поведение, мы можем сказать: сейчас человек проявляет гибкость, он адаптируется под ситуацию или адаптирует ситуацию под себя - это видно из того, как он себя ведёт. Но мы не можем утверждать, что этот человек будет вести себя точно так же, если ситуация изменится.
Опираясь на структуру, мы можем объяснять, что человек делает на данный момент, но также и предсказывать, что он будет делать в другой ситуации. Зная условия и задачи, мы можем моделировать ситуацию, опираясь на модель психотипа.

Часть вторая.


"Я вижу, как собачка виляет хвостиком, значит, она довольна... Я вижу, как из крана течет вода, значит, в трубе есть вода..." К сожалению, вокруг соционики изначально было много людей, которые хотели упростить её до подобных этим фразам высказываниям.

Даже соционики с именем писали следующее:
"Главным мотивом этических поступков служат личные побуждения, а не деловые интересы. У логиков разум и принципы превалируют над отношениями. В своих доводах такие люди стараются опираться на факты и быть объективными и беспристрастными в оценках качеств окружающих" - Мегедь В. В., Овчаров А. А.

Характеры и отношения.

Чем Вам не ПЙ?
Представляете, как с такой позицией выглядит типирование?
При приёме на работу:

- Почему вы выбрали нашу компанию?
- Ну я даже не знаю. Хи-хи. Зашел на сайт, мне он понравился. Хи-хи…


При таком раскладе уже не важно, действительно ли человек такой глупец, или он этик, но шанс, что его возьмут на работу в солидную компанию, крайне низок.
Подумайте, как бы вы сами назвали человека, не способного соблюдать деловые интересы, опираться на факты при анализе действительности и т.д?

На самом деле, этик столь же "деловой человек", как и логик; он нисколько не глупее (в бытовом смысле) логика, и также интенсивно преследует свои деловые интересы. Разница в том, какой инструментарий он преимущественно использует: логический или этический. Например, этик при поиске работы или при попытках карьерного роста склонен опираться на знакомства и связи в большей степени, чем на свой профессионализм. При этом любой логик мог бы позавидовать объективности оценки этиком реальных возможностей его знакомых и "помощников". Поэтому здравость суждения нисколько не зависит от принадлежности человека к одному из полюсов дихотомии логика/этика.
А ведь подобных цитат в соционической литературе встречается масса!

Поэтому, полагаю, немудрено было предсказать в соционических кругах появление течения, которое бы могло опереться на поведение и могло бы сводиться к описанным шаблонам.
Ну сами посудите, одно дело - анализировать, опираясь на соционический критерий:

Логика - склонность апеллировать в рассуждениях и анализе информации к материальной (косной, неодушевленной) стороне явлений, а этика - к энергетической (одушевленной).

Другое дело - опираться на ПЙ шаблоны.

Если человек догматик - значит, 1Л, если риторик - значит, 2Л, если скептик - значит, 3Л, если школяр - значит, 4Л.

И, несмотря на то, что определение у той же логики отдаёт выраженной печатью фейспалма: "Логика - мир идей. Логика определяет степень субъективной ценности умозаключений, красоты и завершенности идей и концепций, вне зависимости от того, имеют ли они материальное воплощение или нет".
Уже не столь важно, понимаете Вы это определение или нет, так как есть простые шаблоны:

1Л: "Если я что-то заявляю, значит, я достаточно разбираюсь в этом вопросе. Вам не нужно за меня думать, пытаться подловить и задавать каверзные вопросы. Со мной не надо спорить, просто согласитесь, и всем будет проще".
2Л: "Нет мысли, которая не может быть абсолютно законченной. Мысль должна меняться, потому что она не в силах замереть. Она вечно совершенствуется..."
3Л: "Я не уверен в том, что можно что-то утверждать категорично... Я сам слабо могу выстроить целостную картинку, я нуждаюсь в помощи, но не смейте давить на меня..."
4Л: "Мне неинтересны пустые рассуждения. Черное? Пусть так. Белое? Согласен. Разум не может постичь жизнь и мир, нет смысла вступать в споры и и искать истину..."

Почему в соционике изначально отказались от типирования по поведению? Потому что, имея дело с психическим, стало понятно, что желание или нежелание что-то делать, сам импульс к действию опирается не на типологическую, а на индивидуальную основу. Между тем, в соционике изначально была очерчена граница между индивидуальным (личным) и типологичным.

Типичный - обнаруживающий общее в частном, индивидуальном.
Индивидуальный - присущий, свойственный только данному индивидууму, отличающий его от других.

Когда мы пытаемся выявить общее в частном, мы переходим от индивидуального к типологичному.

Почему ПЙ-тип - это фикция? Потому что во фразе "типология индивидуальности" уже присутствует логическое противоречие.

Адепты ПЙ утверждают, что соционика - это фактически то, чем человек наделен от рождения: ТИМ, специфика восприятия, оценки, обработки информации... а ПЙ - это уже личностный приоритет того, как человек этой информацией распорядится. ПЙ - это наши жизненные принципы, общая жизненная позиция, которая согласуется не с поступившей информацией, а с какими-то моральными принципами и установками. Если есть возможность, то человек будет следовать той градации своих жизненных приоритетов, которая сформировалась под воздействием окружающей среды, воспитания и пр.

Тем самым, ПЙ - это своеобразная система личных ценностей и жизненных приоритетов индивида. Если обстоятельства требуют иных поступков и действий - человек их совершит, при этом его внутренние убеждения влиянию не поддаются, это обычная гибкость. Если меняется окружение, меняется среда или какие-то другие существенные аспекты жизнедеятельности, то жизненные приоритеты и ценности также могут меняться, следовательно, и тип по ПЙ вполне может измениться.

Опираясь на мифический ПЙ - тип, мы каждый раз попадаем "в молоко". Мы опираемся в ПЙ-суждениях на динамические характеристики, которые меняются в зависимости от ситуации к ситуации.

Проиллюстрирую это на примере.
Предположим, вы обсуждаете какую-то тему с человеком и видите реакцию по 2Л. Что это за реакция?
Если говорить более конкретно, то в ПЙ так же, как и в соционике, выделяется модель. Каждая функция психософской модели включает определенные компоненты, определяющие ее свойства и характер работы. Всего таких компонентов 4:
- G: область стратегических целей, нацеленность на результат;
- s: область тактических задач, нацеленность на процесс;
- m: область мотивации, доминирование;
- R: область самооценки и оценки внутренних ресурсов, подстройка.
В каждой функции представлены два из них.

Формула второй функции образуется при сочетании s и R. Другими словами, по второй функции человек
- не ставит стратегических целей и не стремится к завершенности;
- прекрасно справляется с различными тактическими задачами, возникающими в процессе той или иной деятельности;
- четко видит тенденции к позитивным и негативным изменениям ситуации;
- способен к адекватному восприятию обратной связи от окружающих, верной оценке собственных сил и возможностей, а также корректировке целей в соответствии с изменяющимися обстоятельствами.

Логика отвечает за то, насколько для нас важна мысль как таковая, её последовательность и продуманность, насколько нам важен алгоритм познавания мира через разум.

Другими словами, мы видим, как человек гибко адаптируется под какую-то концепцию, как он стремится её дополнить, улучшить, изменить. Как он готов аргументировать свою позицию, подбирая различные аргументы и контраргументы. Как он готов отказаться от своей позиции, видя её несостоятельность, и т.д.

Далее вы можете сделать вывод, что если у человека 2Л, то он с охотой готов обсуждать любые темы. Встречаетесь с ним в следующий раз и затрагиваете какую-то принципиально другую тему. После чего замечаете, как человек начинает вести себя так категорично, что вся та гибкость и адаптивность, которую вы наблюдали в прошлой ситуации, куда-то испарилась.

Вы, конечно, можете сделать вывод, что вы ошиблись в первый раз, и что на самом деле у человека не 2Л, а 1Л или 3Л (в зависимости от того, как он себя ведёт с Вами).

Например, формула третьей функции - s и m. По третьей логике человек также не стремится что-то доказать, но, в то же время, проявляет определенную неуверенность в том, что говорит. Быстро теряет интерес, если кто-то начинает «продавливать» свою позицию в споре. Утверждает, что, в принципе, все это не так уж и важно, что есть другие, гораздо более значимые вещи.

Хорошо, предположим, что мы, в силу определенных обстоятельств, ошиблись, и у него не 2Л, а 3Л.

Далее мы снова встречаем этого человека и, уже зная о том, что у него 3Л, пытаемся перевести предмет спора в другое русло и вдруг снова натыкаемся на сопротивление, но уже совершенно нового порядка.

Формула первой функции - это G и m. По первой логике человек проявляет категоричность и упертость. 1Л буквально настаивает, чтобы вы согласились с его позицией. Чтобы вы приняли её целиком и полностью! 1Л раздражается от того, что Вам что-то непонятно. И недоумевает от того, что Вы посмели не согласиться!

Давайте на этом остановимся и подведем некоторые итоги.
Мы прекрасно могли отследить, что в каждом из случаев человек вел себя совершенно по-разному. Предполагая, что у нашего собеседника тот или иной ПЙ-тип, мы пытались предсказывать поведение человека, но постоянно попадали в ловушку обстоятельств. В конечном итоге, мы можем начать сомневаться либо в своей способности адекватно оценивать поведение, либо в самой психософии. При этом можно еще попасться в ловушку, заложенную в ПЙ-«Волю». В отличие от соционики, где аспекты не имеют приоритетов друг перед другом, здесь Воля - это некий синергетический эффект, который затрагивает все функции. ПЙ-адепты утверждают, что, при участии воли, могут подтягиваться и логика, и прочее. Поэтому, если трудно определить тип, значит, «воля высокая, она всё за собой тянет».

Теперь посмотрим на эту же ситуацию со стороны соционики.
Первый вопрос, который нас интересует, - возможны ли вообще такие разительные перемены в поведении?
Соционика на этот вопрос отвечает утвердительно в первую очередь потому, что в соционике есть четкое разделение на личное, социальное и соционное.

Личное - это реализация индивидом своих планов и программ вне контекста соционных задач и активной социальной деятельности.

Социальное - это реализация индивидом какой-либо деятельности в рамках общества и в тесном контакте с подсистемами общества, но вне контекста соционной роли его ТИМа.

Соционное - это реализация индивидом соционной роли (или миссии) своего ТИМа в рамках деятельности тех или иных социальных структур. Соционная миссия заключается прежде всего в исполнении "межквадровой" роли программатора, реализатора, координатора или накопителя.
Также соционная миссия может быть просто связана с реализацией аспектов ведущего блока ТИМа.

Очевидно, социальное много шире соционного и личного. Например, имеется индивид ТИМа Гамлет. Когда он идет на кухню готовить себе, скажем, пельмени или размышляет, в какой автосервис поехать чинить машину, то проявляется личное. Когда он же работает на рынке и продает картошку, то проявляется социальное, но не соционное, так как означенная работа никак не коррелирует ни с ролью программатора, ни с аспектами ЧЭ и БИ. Наконец, если Гамлет трудится в качестве главного редактора журнала и определяет его политику и "идеологию", то тут работает соционное.

Итого: личное - для себя; социальное - для общества; соционное - для "межквадровой" роли. Нас интересует первое и последнее, потому что реакция человека не всегда связана с тем, на какую функцию модели А попадает сигнал. Реакции зачастую формируются обстоятельствами. Человек - не робот и не программа, ситуативно ему присущи разнообразные шаблоны поведения и реагирования. Ему присущи гибкость мышления, адаптивность, подстройка к ситуации и т.д.

Если рассматривать семантику признаков Рейнина, то нетрудно заметить, что часть из них больше проявляются на личном уровне, а часть на соционном.

Часть третья.


Подведем некоторые, промежуточные итоги.
Итак, социотип - действительное, ПЙ-тип - желаемое, социотип - объективное, ПЙ-тип - субъективное. ПЙ-тип - это выдавать желаемое за действительное.
ПЙ-тип указывает на приоритеты и механически упорядочивает желаемое. Только приоритеты меняются.
Вспомните себя в 10, 15, 20 лет и ответьте себе на вопрос: в разное время у вас были одинаковые приоритеты или нет?
Уверен, что нет.
Это доказывает то, что приоритеты меняются, а значит, и ПЙ-тип меняется.
Следующий вопрос, более риторический: неужели вы сами не в состоянии ответить себе на вопрос «что для меня важно на данный момент»?
Какие плюсы лично Вам дает обладание "научным освидетельствованием" своих жизненных установок и приоритетов?
Зачем для формирования СВОИХ жизненных приоритетов пользоваться ЧУЖИМИ схемами?
Ваши приоритеты - ваши, и только ваши. Не надо их подгонять под шаблоны. Живите своей жизнью.
Хотите узнать приоритеты других людей - спросите. Люди очень любят говорить о себе. Зачем додумывать, когда есть возможность спросить напрямую? Для того, чтобы понять, сочетаются ли ваши приоритеты и приоритеты другого человека, нужно просто их сравнить. Сравнить самостоятельно, не прибегая к костылям. Попытка вписать личность в систему - это способ выдать желаемое за действительное.
Задача соционики - помочь нам за субъективным увидеть объективное, за желаемым - действительное. Чтобы увидеть не то, что вам кажется, а то, что есть по факту.

Необходимым условием любой теории является ее способность предсказывать явления. Если это условие не выполняется, то грош цена такой теории.
Чтобы предсказывать явления необходимо, чтобы знание было системным. Система нужна для того, чтобы выводить закономерности, прогнозировать ситуацию и прогнозировать динамику развития. Система, в отличие от суммы, характеризуется внутренним единством, невозможностью изъятия, либо добавления, без веских оснований, тех или иных элементов в ее структуру.
Научное знание всегда выступает в качестве определенных систем: в этих системах есть исходные принципы, фундаментальные понятия (аксиомы), имеются знания, выводимые из этих принципов и понятий по законам логики. Кроме того, система включает в себя важные для данной науки интерпретированные опытные факты, эксперименты, математический аппарат, практические выводы и рекомендации. Хаотический же набор верных высказываний сам по себе наукой считаться не может.
В ПЙ нет системы, потому что это произвольные, хаотичные ряды. Сегодня у вас выпал один ряд, завтра вы попали в другие обстоятельства, и у вас выпал другой ряд. Это как астрологический прогноз "Сегодня нужно быть более внимательным к окружающим людям и постараться воздержаться от больших денежных трат". Сам по себе такой прогноз не несёт никакой опасности. Опасность появляется тогда, когда вся жизнь начинает крутиться вокруг таких вот прогнозов.

Психейога - это набор шаблонов поведения, лишённых какой - либо практической ценности. В разных ситуациях мы ведем себя по-разному, и в повседневном взаимодействии оценка поступков и реакций с позиции 1-2-3-4Л лишена всякого смысла. Потому что мы можем напороться на одну ситуацию и увидеть реакцию, присущую 1Л, на следующий день пересечься в обсуждении по другой теме и увидеть реакцию по 3Л, и т.д.

Содержимое, с которым работает область ПЙ, задаётся контекстом, и меняется от контекста к контексту. ПЙ рассматривает человека, как автомат с определенными, жестко фиксированными четырьмя характеристиками, она абсолютно не рассматривает сам процесс анализа информации. Это некий «костыль» для описания результата работы "черного ящика", без вникания в саму суть его работы. ПЙ - это констатация факта, без привязки её к причине возникновения. Как пример: человек безапелляционно отстаивает свою точку зрения в данный момент, в данной теме - это, допустим, факт. А то, ПОЧЕМУ он именно в этой теме такой упертый, ПЙ не рассматривает. А ведь это куда более важное сведение.
Мы, конечно, можем пытаться соотнести субъективные представления о себе (ПЙ-тип), с объективными данными (ТИМ) - но зачем? Чтобы в своем блоге написать «У меня такой-то ПЙ-тип»? Таких вопросов можно задать массу.

Вместо этого, давайте лучше сконцентрируемся на том, что привлекает людей в ПЙ?
Разумеется, первое - простота и доступность. В ПЙ ситуация такая: "что вижу, о том пою". Т.е. видите, что человек категоричен в своих убеждениях - значит, 1Л, видите проявления избытка чувств - значит, 1Э и т.д.

Соционика по этому поводу говорит следующее:
Если в разговоре, вы напарываетесь на принципы программной функции и начинаете их оспаривать, то человек сначала будет просто категоричен, а потом ещё начнет проявлять агрессию.
Т.е. если предмет спора попадает на аспект базовой функции, мы получаем реакцию, описанную в 1Л., т.е. самоуверенность по аспекту базовой функции.
Например, если ЧИ видит какую-то возможность, то, как ты ему ни объясняй, что это невозможно, пока он сам в этом не убедится, ничего не изменится.
Но стоит нам переключиться на другую тему, например, спросить «Ну, тогда расскажи, как ты будешь реализовывать эту возможность?», как тут же человек переключится и начнет проявлять свойства, которые описаны в поведении по 2Л, т.е. гибкость и манипулятивность по аспекту творческой функции.
Например, если речь идет о 2БЭ, то наблюдаем гибкий, индивидуальный подход к каждому человеку в отдельности, при этом желание "поиграться" в поле данного аспекта. Можно и так попробовать подойти, и эдак - возможны любые варианты развития событий.
Итого, реакция (характеристика поведения), с позиции соционики, определяется содержимым аспекта. Понятное дело, что содержимое может быть самым разным, поэтому, в зависимости от предмета спора, мы будем проявлять разные реакции.
ПЙ же говорит о том, что мы, при наличии 1Л, будем на содержимое всех ситуаций реагировать так, как это описано в случае с 1Л.
Это то же самое, что утверждать, что все представители психотипа ХХХ ведут себя ТОЛЬКО ТАК и НИКАК ИНАЧЕ. Думать в таком ключе - лишь причинять себе вред.

Второе: ПЙ работает с совершенно иной предметной областью - с областью личных приоритетов.
Как я уже говорил, если рассматривать семантику ПР, то легко можно выделить личное и соционное в ПР.
Т.е. тут вопрос в том, а что вы вообще знаете о соционике, чтобы сравнивать её с ПЙ и говорить о какой-то иной предметной области?
В соционике признаки уже давно поделены - индивидуальные, диадные, квадровые. Также уже давно выделено семантическое содержание личного и соционного в ПР.
Например, "общественные стратегии" (расточители/накопители) на личном - рассудительные/решительные. Рассудительные стремятся реализоваться на уровне идей, материальные блага для них являются только фоном. Для решительных материальное - конечный показатель достижений. На соционном - «веселые/серьезные». Стратегию в этом случае можно передать словами "прилично быть". Представители "веселой" квадры имея все, что могли бы пожелать, реализовав себя как накопителей в личном плане, считают нужным подчеркивать отказ от материальных благ; а вот позволить считать себя интеллектуально несостоятельными они не могут. Серьёзные, напротив, могут полагать, что вся эта философия - пустая трата времени, и что нужно, в первую очередь, сосредоточиться на практичном и материальном. Или "характер общественных контактов" (меценаты/дипломаты) на личном - «тактики/стратеги». Тактики готовы кратковременно делиться идеями, советами, информацией, стратеги - деньгами, властью, территорией. На соционном - «конструктивисты/эмотивисты». Если меценатство тактиков/стратегов одномоментное, "отдал/рассказал и забыл", и даже неважно, кому отдал, то меценатство конструктивистов/эмотивистов может быть растянуто во времени. Конструктивисты - помощь делом, эмотивисты - сочувствием, эмоциональной поддержкой. и т.д. по всем признакам Рейнина.


Заключение.

Если не делать разницы между наукой и псевдонаукой, а взять за правду то, что соционика и психойога – две равноправные науки, то можно уверенно сказать следующее:
1. Соционика и психойога – две совершенно разные науки, так как имеют разные предметы и объекты исследования.
2. Соционика появилась в 70-х годах. ПЙ создали позже как дополнение к соционике, на основе ее исследований, используя ее терминологию. Таким образом, ПЙ не является самостоятельной наукой, не привносит ничего нового, не имеет ничего своего, но переделывает уже имеющееся.
3. Соционика имеет большую информативную базу, подкрепленную исследованиями, различными подходами, требующую долгого изучения, но дающую глубокое понимание предмета изучения, тогда как ПЙ дает поверхностные ответы, не имеющие научной основы.
4. Соционика показывает первопричину, ПЙ – показывает лишь результат.
5. В силу недостаточной определенности и изменчивости "эмпирических закономерностей", наблюдаемых по системе ПЙ, данную систему нельзя назвать типологией, к тому же, построенной на соционике, так как соционика - это концепция взглядов на Юнговскую типологию личности в рамках информационного метаболизма Кемпинского.
6. Соционика рассматривает ТИМ как стабильную единицу, не меняющуюся под воздействием внешних факторов, тогда как ПЙ-тип изменяется по ситуации. Из этого следует, что соционика может прогнозировать фактически все реакции, строить предположения развития личности на годы вперед, учитывая каждый этап ее становления, чего не может сделать ПЙ.
7. Эмпирически находимые закономерности, выявляемые в ходе типирование по поведению, зависят от тех конкретных условий, в которых они были получены. Соционика объясняет причины изменения поведения и реакции ТИМа в тех или иных условиях, тем самым разрушая закономерности психойоги и сводя ее вымышленную пользу на нет.
8. ПЙ сводится к описанию личности по шаблонам поведения, взаимодействию этих шаблонных штампов между собой. Соционика описывает не личность, а формы ее переработки информации, ее ценностные ориентации, страхи, комплексы, различные способы взаимодействия и реакций между информационными потоками, психическими функциями (логика - этика, сенсорика – интуиция), о которых говорил еще Юнг.
9. На практике ПЙ даёт спорные результаты, потому что в разных условиях типируемый ведет себя совершенно по - разному. С изменением условий, в которых оказывается ПЙ-тип, обобщения психойоги перестают соответствовать истине, а значит, их невозможно принять как научную основу для дальнейшего развития. Соционика стабильна во всех отношениях и, если ТИМ определен верно, спорных моментов не имеет, что делает возможным регулировать поведение человека, развиваться в рамках его ТИМа, гармонично взаимодействовать с другими ТИМами и т.д.
10. Выбрав субъективное за критерий (собственные представления человека о себе и своем внутреннем мире), ПЙ получила соответствующие субъективному результаты - желаемое выдается за действительное. В рамках соционики ТИМ человека рассматривается объективно, в независимости от его собственных представлений о себе и от его желаний, давая ему таким образом неизмеримо больше пищи для размышления, ведущей к пониманию себя и других.

Исходя из всего вышесказанного, соционику и психойогу нельзя сопоставить по значимости, нельзя использовать с одинаковым успехом, нельзя отдать приоритет второй, так как, по сути, она является производной из первой.